Астрономические особенности
Палатку для жилого лагеря строил московский завод "Каучук". Её каркас сделан из легко разбирающихся алюминиевых труб; стены - брезентовые, между ними проложено два слоя гагачьего пуха, пол - резиновый, надувной. К палатке пристроен тамбур.
Центральная радиолаборатория в Ленинграде изготовила две радиостанции - мощную на 80 ватт и 20 ваттную аварийную. Основным источником питания служили 2 комплекта щелочных аккумуляторов, заряжающихся от небольшого ветряка или от динамо лёгкого бензинового двигателя (имелся и движок с ручным приводом). Все оборудование, начиная от антенны и кончая мельчайшими запасными деталями, было сделано при личном наблюдении Кренкеля, и при непосредственном руководстве радиотехника Николая Николаевича Стромилова. Вес всего радиооборудования укладывался в полтонны.
По специальным чертежам судостроительный завод им. Каракозова (Ленинград) построил специальные нарты из ясеня, они весили 20 кг. Институт Инженеров общественного питания приготовил дрейфующей станции обед на полтора года, который весил около 5 тонн.
Зимовщики не брали с собой врача, его обязанности были возложены на Ширшова.
13 февраля 1937 года на заседании в Кремле (Сталин, Молотов, Каганович, Ворошилов, Орджоникидзе, Микоян, Ежов) Шмидт отчитывается о проделанной работе и о подборе участников экспедиции. Правительство дало согласие на участие в экспедиции самого Шмидта.
Эскадра воздушной экспедиции состояла из 4 четырёхмоторных самолётов АНТ-6-4М-34Р "Авиаарктика" и двухмоторного разведчика Р-6 (АНТ-7).
Зам. Шмидта - начальник полярной авиации (зам. нач. Главсевморпути) Марк Иванович Шевелёв. Командир лётного отряда - Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов, флагштурман экспедиции - Герой Советского Союза комбриг Иван Тимофеевич Спирин.
Флагманский самолёт вёл Водопьянов (второй пилот - М.С. Бабушкин). Вторым самолётом управлял Герой Советского Союза комбриг Василий Сергеевичй Молоков. Третьим - Анатолий Дмитриевич Алексеев. Четвёртым - Илья Павлович Мазурук. Самолётом-разведчиком - Павел Георгиевич Головин.
Синоптик экспедиции - Дзердзеевский. Специальный корреспондент "Известий" Э. Виленский (шеф-повар экипажа Алексеева). Кинооператор экспедиции - Марк Трояновский.
Дрейф Размер льдины: 3x5 км, толщина 3 м. Каждый месяц в Москву отправлялись отчёты о проделанной научной работе.
С конца января 1938 года льдина непрерывно уменьшалась, и вскоре полярникам пришлось послать радиограмму:
"В результате шестидневного шторма в 8 утра 1 февраля в районе станции поле разорвало трещинами от полкилометра до пяти. Находимся на обломке поля длиной 300, шириной 200 метров. Отрезаны две базы, также технический склад… Наметилась трещина под жилой палаткой. Будем переселяться в снежный дом. Координаты сообщу дополнительно сегодня; в случае обрыва связи просим не беспокоится".
На спасение отважной четвёртки были направлены пароход "Мурманец", а затем и "Мурман" с "Таймыром". Последние два и сняли папанинцев с льдины. "… В этот час мы покидаем льдину на координатах 70 градусов 54 минуты нордовой,19 градусов 48 минут вестовой и пройдя за 274 суток дрейфа свыше 2500 км. Наша радиостанция первая сообщила весть о покорении Северного полюса, обеспечила надёжную связь с Родиной и этой телеграммой заканчивает свою работу".
Вскоре полярники пересели на ледокол "Ермак", который 15 марта доставил их в Ленинград.
Итоги.
Научные результаты, полученные в уникальном дрейфе, были представлены Общему Собранию АН СССР 6 марта 1938 года и получили высокую оценку специалистов. Научному составу экспедиции были присвоены учёные степени. Иван Дмитриевич Папанин и Эрнест Теодорович Кренкель получили звания докторов географических наук.
За выдающийся подвиг, совершённый во славу советской науки и в деле освоения Арктики, четырём полярникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Также это звание было присвоено лётчикам - А.Д. Алексееву, П.Г. Головину, И.П. Мазуруку и М.И. Шевелёву.
Интересное из раздела
Глобальные природные ресурсы. Глобальные финансовые ресурсы. Кризис глобальной рыночной системы
Социально-экономическое развитие человечества во второй половине ХХ века
сопровождалось и продолжает сопровождаться в начале 3-го тысячелетия истощением
природных ресурсов, деградацией и заг ...
Реструктуризация угольной промышленности Кузбасса в условиях рынка
Кузбасс
- индустриальный регион с огромным природным, ресурсным, промышленным и
научно-техническим потенциалом. Главной заслугой новой администрации
Кемеровской области, пришедшей в 1997 го ...
Снежные лавины – угроза устойчивому развитию горных территорий
С каждым годом возрастает освоенность горных
территорий — строятся дороги, рудники, гидростанции, возводятся города, базы
отдыха и спорта. Освоение гор связано с многочисленными природными п ...